Как оценивать искусство?
Во-первых, нужно понимать, что искусствоведы — это ученые, ориентирующиеся в истории искусства. А это значит, что эти люди обладают самой полной картиной, попросту говоря, насмотренностью. История циклична, и многие события можно предугадать или понять, что на данный момент времени важно, а что нет. Цель серьезных художников — попасть в историю. Наверное, в этой фразе и кроется ответ на вопрос. Это ключевой момент, опираясь на который эксперты и выносят свою оценку. Если вы оглянетесь назад, то вы заметите, что каждую эпоху определяют несколько представителей того или иного вида искусства: при слове импрессионизм вы наверняка легко вспомните имен пять, не больше, ну максимум — десять, хотя в каждом веке было очень много мастеров своего дела. Многие недолюбливают современное искусство, забывая о том, что когда то каждое направление в искусстве было современным, и его также критиковали. Возвращаясь к вопросу о желании художников попасть в историю, нужно сказать, что этот порыв всегда виден в произведении. Это как с людьми — есть глубокие личности, а есть — не очень, но это можно проверить, поговорив с ним. Такой же разговор случается у искусствоведов с произведением искусства. Мы двигаемся от общего к частному: сначала изучаем автора (его портфолио, участие в выставках, образование, мотивы, идеи, которые он преследует в своем творчестве), затем переходим к оценке произведения — погружаемся в технику и сюжет, пытаясь увидеть глубину, актуальность, новаторство. Мы как детективы, вычисляем тех, кто хочет заработать деньги, кто копирует сюжеты у старых мастеров или просто ворует сюжеты и технику исполнения, играя на незнании зрителей. Например, мы сейчас живем в век художников-исследователей/ученых, которые в своих работах уделяют внимание вопросам экологии, Вселенной, современного мира. Это очень востребовано на арт-рынке. Очень важным фактором лично для меня является понимание смыслов и глубины без объяснений художника.


Если говорить о молодых авторах, которых мы как агентство тоже отслеживаем с целью продвижения, то тут важно понимать, что любой коллекционер, галерист или арт-дилер возьмется за художника, если он будет уверен в его стабильности развития, в том, что его творчество логично делится на периоды, в том, что через несколько лет он станет ещё лучше. Периодичность позволяет оценить развитие художника, оттачивание техник и прогресс в разработке концепций.


Исследователям современного искусства приходится нелегко, так как нам нужно из огромного количества авторов разглядеть тех, кому мы сможем помочь остаться в истории.


Художники из другой категории, работы которых, скорее всего, будут выступать красивым украшением интерьера или выступят в качестве необычного подарка, к сожалению, часто расценивают продажу «случайным людям» своих работ в качестве признания их как великолепных художников. Зачастую это бывает не так. Я знаю очень много успешных в коммерческом плане живописцев, но при этом, непризнанных в профессиональном арт-сообществе. Происходит это потому, что большинство людей радуются визуально-красивым «картинкам», не относясь к этому с должной серьезностью. Но на каждую вещь есть свой потребитель — это не новость. Это не плохо, это просто другой сегмент искусства. Я его называю «манипуляторским». Искусство такого плана легко определить, когда авторы «покупают» зрителя узнаваемыми образами:


1. Например, художники часто завладевают вашим вниманием, используя героев ваших любимых фильмов, мультфильмов или известных личностей. Вы видите их на работе, и если художник «попал» в ваш пул интересов — всё, цель достигнута — его работа тут же оказывается в соц.сети и, как сейчас говорят, художник тут же «на хайпе» зарабатывает множество лайков и получает много подписчиков, а в лучшем случае — коллекционера, который сразу купит эту работу. И это проблема не нашей страны, таких художников очень много за рубежом — почти на любой ярмарке современного искусства вы увидите не одно произведение с портретом Владимира Путина, и что самое интересное — они распродаются всегда в первый же день.


2. Следующая категория — это работа с какой-нибудь красивой цитатой. Наверняка вы не раз встречали работы с яркими фразами, которые вас цепляли — есть авторы, которые были условными основателями этого жанра, но теперь этот маневр используют все, кому не лень, даже порой копируя узнаваемый ценителям искусства стиль определенного художника.


3. Представители третьей категории просто перерисовывают с максимальной точностью сюжеты из произведений старых мастеров, вписывая их в определенный контекст.


С искусством в NFT дела обстоят похожим образом. Отличие лишь заключается в том, что художники в этом мире — гости, так как все-таки хозяевами вечеринки являются дизайнеры, работы которых носят совсем другую концепцию. Наша задача как искусствоведов — распознать истинное искусство. Поэтому мы переносим идеологию оценки произведений, которую я описала выше, на NFT, учитывая специфику этой сферы. Оценка искусства в NFT как и кураторство в NFT сейчас новейшие направления, поэтому мы как первые исследователи в этой сфере, прокладываем почву: отлаживаем систему экспертизы, наблюдаем и анализируем. Мы так же концентрируемся на глубинных мотивах художников, оценивая техническую сторону выполнения работы. NFT — всего лишь технология, дающая возможность заявить о себе на рынке перед новым сообществом, сам digital-арт существует давно — на российском и на зарубежном арт-рынке уже успели закрепиться пионеры цифрового искусства. Правда оценка диджитал-арта и NFT-арта отличается. В NFT все таки все сводится к продажам, в первую очередь, и зачастую — «попаданию в тренды». Тем не менее, в NFT есть серьезные художники. Интересно, что в сферу интересов NFT-художников часто входит затрагивание вопросов Вселенной, природы и исследования крипторынка, в отличие от физических художников, которых часто волнуют вопросы материального мира.


Художники должны понять, что мы живем в века метамодернизма, позади осталось визуальное искусство. Людей уже не удивить нарисованным деревом, пейзажем или супер-реалистичным полотном. Если за этим всем не скрывается ничего, кроме визуальности, то увы, вы не попадете в фокус арт-сообщества.


Понять, что «выстрелит», а что нет — это зачастую врожденное чутье, основанное на насмотренности, начитанности и знаниях. Это сложно всегда объяснить, как это работает)
Автор: Анастасия Перова